On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Соционика — учение об информационном обмене человека с окружающим миром: как люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию.

АвторСообщение
администратор форума




Сообщение: 50
Настроение: ЛСИ
Зарегистрирован: 06.08.09
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Репутация: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.08.09 16:28. Заголовок: Соционика - описание в Википедии (сокращенная версия)


Соционика — учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле — об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма» (ТИМ, социотип, психотип).
Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте на основании работы Карла Густава Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационном метаболизме. Название «соционика» происходит от одного из терминов теории, социон (от лат. socium — общество).
Информационным метаболизмом в соционике называется процесс восприятия, селекции и обработки психикой сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Подход соционики заключается в построении модели информационного метаболизма, анализе свойств 16 возможных, обуславливаемых моделью, типов информационного метаболизма (ТИМ) и сопоставления этих свойств с проявлениями психики человека. Важной частью соционики является исследование влияния ТИМ на взаимодействия между людьми.

Статус соционики
С момента своего изобретения, соционика рассматривалась в двух различных контекстах: как наука, ставящая своей целью изучение человеческой психики, и как социопрактика, предназначенная для регулирования человеческих отношений. Сама Аушра Аугустинавичюте считала оба этих контекста одинаково важными. Некоторые соционики разделяют её точку зрения, другие сосредотачиваются преимущественно на одном из этих направлений. Данные контексты, по существу, независимы: для определения научности соционики несущественна широта её практического использования, а для использования соционики в качестве социопрактики несущественна степень её научности.
На данный момент соционика не является научной, а представляет собой набор гипотез, появившихся при относительно субъективном наблюдении, анализе и интерпретации поведения людей.
Наука, как знание, основанное на фактах, опирается на экспериментальную проверку выдвигаемых теорий. Базовые и авторские теории соционики толкового экспериментального обоснования не имеют. В соционике ограничиваются обыденным познанием, где субъективные наблюдения ведут к принятию или отвержению каких-то теорий, и иногда выдвижению новых гипотез, с которыми ситуация повторяется. Когда теории соционики будут подвергнуты всесторонней и независимой экспериментальной проверке, и при условии подтверждения их верности, только тогда соционика сможет считаться научной дисциплиной.
По сути, соционика относится к психологии личности в той же мере, что типология Юнга и типология Майерс-Бриггс, также имеющие серьёзные недостатки в экспериментальном обосновании своих теорий. Иногда соционику относят также к социальной психологии, а некоторые считают соционику самостоятельной дисциплиной.
Встречается, что соционику называют наукой или лженаукой. Однако её теории не были предметом серьёзных исследований, и соответственно не имеют серьёзных доказательств, но не имеют и серьёзных опровержений. РАН и другие ведущие научные организации России пока открыто не выражали своё отношение к соционике. В то же время, защищены несколько диссертаций, в которых применялись теории соционики. Существуют книги по психологии и даже учебник для вузов (Л. Столяренко), где соционика упоминается наравне с другими типологиями.[1] На некоторых конференциях по психологии и менеджменту делались доклады по соционике и её практическом применении. Соционике был посвящён один из семинаров British and East European Psychology Meeting в Кракове (2005 г.), где присутствовали британские, американские и восточноевропейские психологи.
По сведениям журнала «Соционика, ментология и психология личности», в 1995 году российской академией естественных наук (РАЕН) соционика признана открытием, а её создатель — Аушра Аугустинавичюте — награждена дипломом об открытии и медалью имени Петра Капицы.

Статус соционики как социопрактики
В отличие от большинства других психологических дисциплин, соционика предполагает своей целью использование элементов соционического знания в массовом порядке, по возможности всеми людьми, для оптимизации человеческих отношений и совместной деятельности. В настоящее время соционика является средством коммуникации для значительного числа людей, в особенности в России, Украине и Прибалтике. Представления о соционических типах, аспектах и интертипных взаимодействиях широко используются в повседневной жизни людей. В середине 2009 года, соционике было посвящено более 2 миллионов страниц в Рунете (для сравнения, в то же время христианству — 12 миллионов страниц, марксизму — 2 миллиона страниц).[1][2][3]. Регулярно издаётся соционическая литература, иногда выходят телевизионные передачи о соционике.
Соционика породила ряд гуманитарных социальных, политических и информационных технологий, которые используются в самых различных областях человеческой деятельности. Соционические методики нашли своё применение на более чем 120 предприятиях России, Украины и Прибалтики.
Преподавание соционики, как социопрактики, ведётся, например, Е. Переслегиной[4]. Достаточно глубокий анализ некоторых особенностей применения соционики, как социопрактики, приведён в статье Е. Шепетько «Архетипы соционики»[5].

Типология Юнга
Изучая особенности человеческой психики, Карл Густав Юнг описал следующие психические признаки, которые послужили основой для типологии:
Denken и Gefühl («мышление» и «чувство»);
Intuition и Empfinden («интуиция» и «ощущение»);
Beurteilung/Rationalität и Wahrnehmung/Irrationalität («суждение»/«рациональность» и «восприятие»/«иррациональность»);
Extraversion и Introversion («экстраверсия» и «интроверсия»).
Независимое сочетание этих признаков образует 16 психологических типов Юнга. Их использует соционика, в основном получившая распространение в СНГ, и Типология Майерс-Бриггс, широко используемая в Америке.

16 соционических типов
При разделении всего социона по четырём юнговским дихотомиям, образуется 16 соционических типов, именуемых следующими псевдонимами:
«Дон Кихот», «Искатель» — интуитивно-логический экстраверт (логик, интуит, экстраверт, иррационал)
«Дюма», «Посредник» — сенсорно-этический интроверт (этик, сенсорик, интроверт, иррационал)
«Гюго», «Энтузиаст» — этико-сенсорный экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, рационал)
«Робеспьер» (Декарт), «Аналитик» — логико-интуитивный интроверт (логик, интуит, интроверт, рационал)
«Гамлет», «Наставник» — этико-интуитивный экстраверт (этик, интуит, экстраверт, рационал)
«Максим Горький», «Инспектор» — логико-сенсорный интроверт (логик, сенсорик, интроверт, рационал)
«Жуков», «Маршал» — сенсорно-логический экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
«Есенин», «Лирик» — интуитивно-этический интроверт (этик, интуит, интроверт, иррационал)
«Наполеон» (Цезарь), «Политик» — сенсорно-этический экстраверт (этик, сенсорик, экстраверт, иррационал)
«Бальзак», «Критик» — интуитивно-логический интроверт (логик, интуит, интроверт, иррационал)
«Джек Лондон», «Предприниматель» — логико-интуитивный экстраверт (логик, интуит, экстраверт, рационал)
«Драйзер», «Хранитель» — этико-сенсорный интроверт (этик, сенсорик, интроверт, рационал)
«Штирлиц», «Администратор» — логико-сенсорный экстраверт (логик, сенсорик, экстраверт, рационал)
«Достоевский», «Гуманист» — этико-интуитивный интроверт (этик, интуит, интроверт, рационал)
«Гексли», «Советчик» — интуитивно-этический экстраверт (этик, интуит, экстраверт, иррационал)
«Габен», «Мастер» — сенсорно-логический интроверт (логик, сенсорик, интроверт, иррационал)
Согласно соционической теории, социотип человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных функций и аспектов может меняться. Некоторые соционики, однако, полагают, что социотип может временно изменяться (обычно в ближайшие типы) при нахождении в изменённых состояниях сознания.

Модель типа информационного метаболизма (модель А)
Основательница соционики Аушра Аугустинавичюте разработала 8-компонентную модель (модель А) психотипов Юнга вместо его 4-х компонентной модели и переработала содержание юнговских функций.

Информационные аспекты в психике
Анализируя 8 юнговских функций Аушра Аугустинавичюте переработала их содержание, уточнив и дополнив его. По Аугустинавичюте, вид информации относящийся к этим функциям в соционике называется информационным аспектом.
Были внесены изменения в терминологию. Аушра Аугустинавичюте использовала для обозначения признаков «мышление» и «чувство» термины «логика» и «этика», для обозначения признаков «интуиция» и «ощущение» термины «интуиция» и «сенсорика».
Соционика опирается на то, что разные люди по-разному акцентируются на разных аспектах воспринимаемой реальности. Непрерывный процесс отсеивания и использования людьми воспринимаемой информации называется «информационный метаболизм» (ИМ). Использование информации определённым образом — это функции психики, а те части информации, которые этими функциями используются — это информационные аспекты воспринимаемой реальности.
В терминологии Аугустинавичюте, аспекты делятся на «рациональные» или «иррациональные». «Рациональные» аспекты делятся на «логические» и «этические», а «иррациональные» — на «сенсорные» и «интуитивные». Дихотомия «экстраверсия»/«интраверсия» трактуется как дополнительный признак, уточняющий акцентированность функции психики на внешних или внутренних составляющих аспектов базовых дихотомий. Получается элементарных аспектов, на которых способна акцентироваться психика в разных своих функциях.
Для графического обозначения аспектов Аугустинавичюте ввела символы: логика обозначается квадратом, этика — квадратом с вынутым верхне-правым углом, сенсорика — кругом, а интуиция — треугольником. Экстравертные аспекты обозначаются чёрным цветом, а интровертные — белым.

Несколько слов о происхождении графических символов:
Экстравертную сенсорику мы обозначили кружком , фигурой, которая создает впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуицию — треугольником , который отлично вписывается в круг. Логика и этика — это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэтому если логику обозначили квадратом , как символом строгости мышления, то для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подобрать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла.

Краткое описание информационных аспектов:
— «чёрная логика» (деловая логика) — устройство технологических процессов, принципы работы механизмов, деловые качества, уровень эффективности и оптимальности, целесообразность. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием организаторские способности, стремление и умение к сбору полной и достоверной информации.
— «белая логика» (структурная логика) — причинно-следственные связи между объектами, объективные закономерности, правила и схемы. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием понимание формальных правил, стремление к систематизации информации и деятельности.
— «чёрная этика» (этика эмоций) — эмоциональное состояние человека, эмоциональная энергетика, эмоциональная оценка объектов и явлений в объективном смысле. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием умение управлять настроением отдельного человека и эмоциональным фоном людей в группе, выражать чувства и эмоции, стремление и умение создавать имидж.
— «белая этика» (этика отношений) — межличностные отношения, субъективные симпатии и антипатии, моральная оценка поступков людей по отношению друг к другу. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием возможность манипуляции отношениями, понимание тонкостей поведения в обществе, стремление к милосердию и человеколюбию, сочувствие.
— «чёрная интуиция» (интуиция возможностей) — потенциальные качества и возможности объектов, способности людей, варианты. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием многоплановое восприятие мира, стремление к новаторству.
— «белая интуиция» (интуиция времени) — тенденции развития событий, пути перехода от одной ситуации к другой, своевременность, связь времён. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием способности к прогнозированию, оценке затрат времени, способности по управление своим и чужим временем.
— «чёрная сенсорика» (силовая сенсорика) — физическая сила и волевые качества людей, влияние их материального положения и веса в обществе, расстановка сил, объективные качества внешнего вида объектов. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием способности к восприятию материальных объектов и окружающего пространства, настойчивость, властность, пробивные качества, стремление к лидерству и благосостоянию.
— «белая сенсорика» (сенсорика ощущений) — гармония форм и положений одних объектов относительно других, ощущения органов чувств, физическое состояние человека. Внимание к этому аспекту информации имеет следствием стремление к удобству, комфорту и уюту, здоровью, физическим удовольствиям, умение это обеспечить.

Информационные аспекты в теории информации
Р. К. Седых в своей монографии «Информационный психоанализ»[2] подошёл к определению аспектов с другой стороны, чем А. Аугустинавичюте. Седых определяет аспект как тип информации, выделяя теорию аспектов из учения о психике человека и относя её к самостоятельной теории — аспектонике — понимая последнюю как часть теории информации, лежащую в фундаменте соционики. Таким образом, по Р. К. Седых, аспект — это элементарный формат информации (точнее, семантики информации), присущий самой информации и не зависящий от психики человека.
Седых строит системное определение 8 аспектов на основании 3 пар фундаментальных противоречий: внутреннее-внешнее, статика-динамика, объект-взаимодействие (тело-поле) следующим образом:
ЧЛ — внешняя динамика тела.
БЛ — внешняя статика поля.
ЧЭ — внутренняя динамика тела.
БЭ — внутренняя статика поля.
ЧИ — внутренняя статика тела.
БИ — внутренняя динамика поля.
ЧС — внешняя статика тела.
БС — внешняя динамика поля.
Легко заметить, что к внутренним аспектам относятся этика и интуиция, к внешним — логика и сенсорика. К аспектам тела относятся «чёрные» аспекты, к аспектам поля — «белые». Пара противоречий статика-динамика не имеет простого соответствующего признака в аспектной классификации Аугустинавичюте, но в действительности проявляется в формировании соционического типа психики наиболее непосредственным образом: психические функции у каждого типа делятся между ментальным и витальным кольцами по признаку статика-динамика.
В соответствии с теорией Р. К. Седых, описанные системные противоречия в потоках информации по разным аспектам приводят к дифференциации психических функций у обрабатывающего информацию субъекта и формированию структуры психики в соответствии с соционической моделью.

Физические аспекты
. Аугустинавичюте уставила, что для восприятия окружающего мира психика человека использует 8 элементов информационного метаболизма (психических функций), каждый из которых отражает один определённый аспект объективной действительности. В своих работах она описывает аспекты окружающего мира основываясь на таких физических величинах как потенциальная и кинетическая энергия, пространство, время и их свойствах.
Некоторые соционики, использующие аспекты, связывают их определения с фундаментальными физическими понятиями (Е. Филатова, В. Ермак, Т. Духовской). Материи соответствует логика, энергии — этика, пространству — сенсорика, времени — интуиция. С учетом деления аспектов на абсолютные («чёрные») и относительные («белые») их количество равняется 8.

Психические функции в модели А
Психические функции — это определённые элементы человеческой психики, с помощью которых человек взаимодействует с информационными аспектами окружающего мира. Функции представляют собой способности человека с особым умением разбираться в определённых аспектах. Всего существует 8 психический функций, каждая ограничена своим кругом деятельности, взаимодействует с определённым одним из 8 информационным аспектом, воспринимает, обрабатывает и выдаёт информацию, связанную с ним.
1 функция — «базовая», она определяет доминирующие сферы приложения сил и программу действий носителя социотипа.
2 функция — «творческая», она определяет механизм деятельности и стиль реализации программной функции.
3 функция — «ролевая», по ней человек обычно старается показать себя компетентным, но разрешать сложные ситуации и долго работать в режиме этой функции человеку сложно.
4 функция — «болевая», место наименьшего сопротивления, по болевой функции человек болезненно воспринимает информацию и нуждается в тактичной помощи.
5 функция — «внушаемая», по ней человек воспринимает информацию некритично и с благодарностью, нуждается в помощи и советах. В то же время, человек плохо осознаёт свои потребности по данной функции вплоть до возникновения конкретных проблем — «чего-то хочется, а чего конкретно — непонятно».
6 функция — «активационная», по ней человек ориентируется на ближайшее окружение, положительно реагирует на воздействие.
7 функция — «наблюдательная», по этой функции человек хорошо воспринимает и обрабатывает информацию, но предпочитает скорее критиковать ошибки других по данной функции, чем самому проявлять по ней инициативу.
8 функция — «демонстративная», она обычно проявляется без слов на деле, органично и естественно, без лишних объяснений.
1 и 2 функции образуют блок «Эго», 3 и 4 функции — блок «Суперэго», 5 и 6 функции — блок «Суперид», 7 и 8 функции — блок «Ид».
1, 2, 3, 4 функции (блоки «Эго» и «Суперэго») образуют ментальное кольцо, а 5, 6, 7, 8 функции (блоки «Ид» и «Суперид») — витальное кольцо. Кольца в таблице являются зеркальным отражением друг друга, с изменением «вертности».
1, 2, 7, 8 (блоки «Эго» и «Ид») являются сильными функциями, а 3, 4, 5, 6 (блоки «Суперэго» и «Суперид») — слабыми.

Расположение соционических функций в модели А



Основные проблемы соционики

Отсутствие единых определений, единого мнения об объекте, предмете и методах соционики
Соционическое знание развивается разными соционическими школами, результатом плохо налаженного взаимодействия между ними являются различные понимания об объекте, предмете и методах соционики. Отсутствие единой терминологической базы и различное понимание одних и тех же определений (аспекты, функции и т. п.) также затрудняет понимание и взаимодействие между различными соционическими школами. Кроме того, одни и те же термины (например, экстраверсия и интроверсия, эго и суперэго) используются в психологии и в соционике в принципиально разных, хотя и кореллирующих значениях, что осложняет взаимопонимание между психологами и социониками.

Проблема сходимости
Сходимость — доля совпадающих результатов определения типа двумя или несколькими типировщиками, которая является также оценкой вероятности совпадения мнений типировщиков. Независимая сходимость — сходимость определённая в условиях, когда типировщикам не было известно чьё-либо мнение о типе типируемых (антиподом независимой сходимости является осведомлённая сходимость). Проблема сходимости в соционике является одной из основных, — независимые сходимости низкие.
Мнения разных опытных типировщиков о типе конкретного человека могут не совпадать из-за:
использования теорий, которые не разделяются другим типировщиком или понимаются иначе (например, признаков Рейнина, разного наполнения аспектов, и проч.)
несовершенства существующих методов определения типа, при которых связь используемых критериев с конкретным типом сомнительна, слаба, или используемая информация допускает многозначность интерпретации
недостоверности и недостаточной полноты информации используемой при определении типа.
На данный момент не известно о всерьёз доказанной высокой независимой сходимости даже внутри соционических «школ» в рамках единого метода. В эксперименте «СРТ-99», проведённом в 1999 году с участием 43 типировщиков, было определено значение параметра названого там «сходимостью», который составил 30%, что выше случайного выбора, но недостаточно для достоверного определения типа.[4][5]
В действительности, в СРТ-99 результаты сходимости ещё хуже и около 30% получилось не значение средней парной индивидуальной сходимости, а нечто иное. Средняя же парная сходимость типировщиков, т. е. вероятность того, что мнение любых 2-х произвольно взятых типировщиков совпадёт, рассчитывается по предоставленым данным как среднее (для 13 И-экспериментов ППТИ) значение отношения количества пар типировщиков где мнения совпали к общему количеству возможных пар типировщиков участвовавших в каждом эксперименте ППТИ (за вычетом не давших версий). Полученная таким образом сходимость типировщиков там составила лишь около 16%.[6]
Одним из популярных методов сравнения типирования разными социониками является типирование знаменитостей, в отношении которых встречается сходимость значительно выше, чем при независимом определении типов. [9] Вероятно, это объясняется тем, что типировщикам нередко известны версии друг друга (из опубликованых в печати и сети списков версий, общения в форумах и личного), что значительно влияет на их мнение.
На более высокое значение осведомлённой сходимости относительно независимой сходимости могут влиять 2 фактора:
помощь знания версий и аргументов других типировщиков
полубессознательный конформизм мнений
Помощь от знания версии другого типировщика проявляется в том, что это повышает значимость версии, и потому способствует её дополнительному обдумыванию и дополнительному сбору данных, и если версия верна, то эти действия повышают вероятность согласия с ней; с аргументами к версии аналогично, если они корректные и значительные, то их обдумывание повышает вероятность согласия с версией типа. Конформизм мнений является отчасти сознательным от нежелания конфронтации с авторитетным или лично значимым лицом (или лицами), и отчасти бессознательным, когда неоднозначная информация интерпретируется предвзято, по тем же причинам. Конформизму мнений способствует и недостаток качественных данных для типирования знаменитостей, что снижает уверенность типировщика в своих версиях и соответственно способность противостоять мнению других. Также бессознательному конформизму способствует ситуация, когда типировщик узнаёт чью-то версию по типируемому до того как у него появилась собственная, — в будущем после сбора данных, вероятность согласия с внешней версией будет несколько выше, чем если бы внешняя версия стала известной уже после появления собственной.

Отсутствие экспериментальной проверки
Хотя соционика занимается типологией личности и межличностных отношений, в психологических журналах опубликовано лишь несколько статей по соционике (авторы: С. Богомаз, А. Ельяшевич, Д. и М. Лытовы, И. Фоменко), а соционика, при отсутствии толковых доказательств и недостатке авторитетных для академических кругов исследователей, как правило, не признаётся областью психологии. Психология как наука основана на экспериментальной проверке выдвигаемых теорий, а в соционике, как правило, ограничиваются стилем обыденного познания — единичные наблюдения ведут к выдвижению новых утверждений, которые не проверяются объективно и разносторонне, а либо принимаются (отдельными социониками или соционическими школами), либо по каким-то причинам отвергаются (другими социониками и школами). Так, например, математическая модель признаков Рейнина была в целом принята сообществом без проверки верности их психологического смысла. Отдельные попытки экспериментальных исследований не в полной мере соответствуют требованиям внутренней валидности эксперимента, в них можно обнаружить проявления эффектов Барнума (субъективная оценка неконкретного и размытого описания как в целом подходящего) и Розенталя (ожидание личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление пророчества). Также в качестве обоснования верности соционических идей выступают личные наблюдения, ссылка на то, что модель хорошо «работает на практике». В науке подобные утверждения принято проверять, однако соционики редко осуществляют экспериментальную проверку гипотез, предпочитая изобретать новые, в результате количество непроверенных гипотез в соционике не уменьшается. Только когда соционическое сообщество сформулирует работающие принципы и подвергнет их всесторонней и независимой экспериментальной проверке, соционика, при условии подтверждения её основных гипотез, сможет претендовать на звание научной дисциплины.

Несовершенство описаний социотипов
Соционика позиционируется как наука о нормальных людях (без психических отклонений), теоретически все описания должны быть нейтральными, без позитивных или негативных оценок типа «интроверты — добрые, милые люди, а экстраверты — злые и мстительные» или «логики — умные, а у этиков зато дуалы умные». Реально же авторы редко следят за нейтральностью описаний (что конечно же осложняет принятие типируемым своего типа), и причиной тому, возможно, служит различие типа автора и описываемого типа, и, как следствие, совершенно другой взгляд на мир и система ценностей.
Кроме того, сами описания типов носят, чаще всего, популяристический, не строгий характер, что не мешает их авторам претендовать на объективность таких описаний.

Терминологическая путаница
В соционике устоявшаяся терминология составляет лишь малую часть. Раздробленность соционических школ фактически привела к появлению множества вариантов названий для одних и тех же понятий, а иногда и конфликтов терминологий.
Самым явным терминологическим конфликтом, пожалуй, являются признаки Рейнина «левые» и «правые». Левые в работах Аушры и Рейнина соответствуют правым у Гуленко и большинства нынешних социоников и наоборот. Также для того же признака существуют названия «процесс» и «результат», а также «эволюция» и «инволюция».
Разные школы разрабатывали целые системы собственных терминологий. Так, существует не менее 12 различных систем наименований соционических типов — две разработаны А. Аугустинавичюте, также свои оригинальные системы предложили Гуленко, Седых, Шульман, Слинько, Немировский с Симоновым и другие. Например ИЭИ у Аугустинавичюте — Есенин, у других — Тутанхамон, Ассоль, Тактил-лингвик.
Есть путаница с типом СЭЭ, который у Аугустинавичюте — Наполеон, но некоторые авторы самого Наполеона относят к СЛЭ. «Искателем» Гуленко и Филатова называют ИЛЭ, Шульман — ЛИЭ, Кейрси и Бейтс — ИЭИ, «энтузиаст» у Гуленко и Филатовой — ЭСЭ, у Шульмана — ИЭЭ, «психолог» у Слинько — ЭИИ, также так называют ИЭЭ, «коммуникатор» у Мегедь и Овчарова — ЭСЭ, у Слинько — ИЭЭ.
От Аугустинавичюте и Гуленко идут две различные системы обозначений аспектов — у Аугустинавичюте чёрные и белые геометрические фигуры, а у Гуленко — латинские буквы. Экстравертными или интровертными называют как типы ИМ, так и аспекты информации, хотя Аушра в том же значении называла «аспект тела» и «аспект поля». «Иррациональные» и «рациональные» типы, у Гуленко — целостные и дробные. Функциями иногда называют не только позиции в модели (творческая, ролевая и т. п.), но и аспекты информационного метаболизма (структурная логика, сенсорика ощущений и др.).
Подробней о проблеме названий в соционике — см. работу Дмитрия Павлова «Название имеет значение»

Проблемы, наследуемые от юнгианской типологии личности
Кроме соционики, были и другие попытки создать типологии на основе модели личности по Карлу Юнгу. Однако, валидизация их не увенчалась успехом. Эндрю Сэмуэльс, в своей книге «Юнг и Постюнгианцы» пишет: Я не собираюсь рассматривать точные механизмы и подробности построения, проведения и оценки тестов. Два основных теста — это тест Грея-Уилрайта (1964) (который известен как GW) и Определитель Типов Майерс-Бриггс (1962) (который известен как MBTI). Оба этих теста используют достаточно закрытые вопросы в форме альтернатив; таким образом, можно возразить тому, что несколько юнгианских гипотез встроены в тесты, которые призваны оценить их. Например, Лумис и Сингер (1980) провели эксперимент, в котором они переписали два классических теста, так что были убраны вопросы фиксированного выбора. Участников просили использовать «старый» и «новый» тесты на одном занятии, и были получены поразительные результаты. Расхождение между старым и новым составляло 61 процент относительно такого основополагающего момента, как высшая функция, а 48 процентов испытуемых не имели низшей функции, противопоставленной высшей, как это традиционно ожидалось.

Полная весия статьи здесь: ru.wikipedia.org



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
                   
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет